Что такое оценка 360°
«360 градусов» — это инструмент оценки компетенций сотрудников.
Его суть в том, что сотрудник получает обратную связь от своего окружения: руководителя, коллег, заказчиков, клиентов и подчиненных (если таковые имеются). То есть, метод позволяет провести всестороннюю оценку персонала. В результате вы получите информацию о сильных сторонах и зонах роста сотрудника и поймете, насколько он соответствует должности и корпоративной культуре.
Главная задача метода — показать человеку, как его воспринимают окружающие, в чем видят его сильные стороны и зоны роста. Таким образом сотрудник получает наглядную картину об уровне своих компетенций и может планировать их развитие.
При правильной реализации оценка «360 градусов» помогает повысить командный дух и эффективность, коммуникация становится прозрачной, а сотрудники осознанней.
Платформа Skillhouse позволяет упростить проведение оценки, сэкономить время на организацию процесса, сбор и анализ данных за счет автоматизации. В короткие сроки и с небольшими затратами вы получаете информацию по сильным сторонам и зонам роста как определенного сотрудника, так и подразделения или компании в целом.
Для каких целей применяется оценка 360 градусов?
Метод «360 градусов» можно использовать для разных целей:
- Развитие сотрудников - метод позволяет определить текущий уровень развития компетенций сотрудников, выявить их сильные стороны и зоны роста. В итоге вы получаете целостную информацию по сотрудникам и можете определить конкретные шаги по их развитию.
- Планирование обучения - результаты оценки «360 градусов» дают наглядную информацию по тому, какие компетенции западают и требуют внимания. Таким образом вы можете определить, какое обучение является актуальным для ваших сотрудников и заранее спланировать его.
- Оценка соответствия корпоративной культуре - метод позволяет оценить соответствие поведение человека ценностям компании, корпоративной культуре. Таким образом выявить точки несоответствия и целенаправленно заняться их развитием.
- Формирование кадрового резерва - оценка «360 градусов» может служить дополнительным инструментом для выявления лидеров, сотрудников с высоким уровнем развития компетенций, тех, кто может претендовать на управленческие позиции, стать частью проектной команды или лидировать сложные проекты.
Преимущества оценки «360 градусов»
Оценка методом «360 градусов» имеет ряд преимуществ:
- Инструмент развития сотрудников - позволяет определить текущий уровень развития компетенций сотрудников, оценить эффективность сотрудников и насколько они соответствуют своей должности.
- Всесторонняя оценка компетенций сотрудников - обратная связь от разных людей позволяет получить более объективную картину по сотруднику.
- Формирование культуры обратной связи в организации - при регулярной оценке методом «360 градусов» сотрудники будут своевременно давать друг другу обратную связь, не будут замалчивать острые моменты, а сразу будут их озвучивать и решать, таким образом не доводя ситуацию до конфликта.
- Дистанционная оценка - в эпоху когда, многие компании переходят на работу с удаленными сотрудниками, дистанционные инструменты оценки становятся наиболее востребованными.
- Минимальные затраты на проведение оценки - «360 градусов» — это менее трудоемкий с точки зрения организации и проведения метод оценки. Он требует намного меньше времени и финансов и может быть проведен силами внутренних сотрудников, в отличие от ассессмент-центра, где может потребоваться привлечение внешних экспертов.
- Большой охват участников оценки - оценка «360 градусов» не имеет привязки к месту и количеству экспертов. С помощью метода можно за раз провести оценку и 1, и 100 человек, а также быстро собрать большой объем обратной связи от разных групп людей.
- Анонимность - достигается за счет автоматизированной системы, как на платформе Skillhouse: все ответы попадают на сервер, где обрабатываются без демонстрации индивидуальных результатов.
Чем оценка «360 градусов» отличается от традиционной оценки?
«360 градусов» является одним из инструментов оценки компетенций персонала и имеет свои особенности. Сравнивая этот метод с классическим ассессмент-центром, можно выделить следующие отличия:
- Метод «360 градусов» направлен на оценку человека в реальных рабочих ситуациях. Т.е. мы оцениваем текущий уровень развития компетенций сотрудников. Тогда как в ассессмент-центре компетенции сотрудников оцениваются в искусственно созданных условиях и диагностируется потенциальная успешность человека в профессиональной деятельности.
- В оценке «360 градусов» экспертами по оценке выступает окружение оцениваемого сотрудника, таким образом мы получаем разностороннюю объективную обратную связь о деловых качествах человека. В ассессмент-центре для проведения оценки зачастую привлекают сторонних экспертов-наблюдателей.
- В оценке «360 градусов» отсутствует привязка к конкретному месту или количеству оцениваемых, которое можно провести за одну процедуру оценки. Тогда как в ассессмент-центре важно соблюсти количество участников и экспертов-наблюдателей.
Ни один из представленных методов не является лучше или хуже другого, выбор какого-либо из них зависит от целей оценки. Также возможно сочетание методов диагностики, для получения более полной картины по сотрудникам.
Как провести оценку 360?
- Определите цель оценки
Первоначально вам необходимо определить, для чего вы хотите провести оценку, например, сформировать кадровый резерв или запланировать обучение. В зависимости от цели будут определяться компетенции на оценку и вопросы анкеты.
2. Определите компетенции для оценки и сформируйте анкету
В зависимости от цели оценки и функционала оцениваемых сотрудников определите, какие компетенции вы хотите оценить. Если в компании есть действующая корпоративная и/или управленческая модель компетенций, воспользуйтесь ими. Каждая компетенция должна оцениваться с помощью нескольких индикаторов, которыми она проявляется. Индикаторы необходимо формулировать в форме утверждений. Если в компании нет принятой модели компетенций, воспользуйтесь готовой библиотекой от skillhouse.
25 компетенций и 168 индикаторов разработанных ведущими экспертами помогут провести оценку быстро и качественно.
3. Определите участников оценки (оцениваемых и оценивающих)
Определите, от кого вы хотите получить обратную связь по сотрудникам. Важное условие: люди, участвующие в опросе, должны хорошо знать оцениваемого и регулярно взаимодействовать с ним по работе. Это позволит получить более полную и объективную обратную связь.
Вы можете загрузить список сотрудников в Skillhouse, выбрать оцениваемых, назначить респондентов и выбрать их роли в оценке.
4. Проинформируйте участников оценки
Перед началом необходимо провести информационную подготовку участников (оцениваемых и оценивающих) с описанием целей и особенностей процедуры. Это нужно для того, чтобы:
- сформировать правильное понимание и позитивное отношение сотрудников к процедуре сбора обратной связи
- повысить экспертность участников — они могут наблюдать за своими действиями или действиями другого сотрудника, тем самым набирая достаточный пул примеров для обратной связи
- снять тревогу и негативные ожидания у сотрудников
5. Проведите опрос
Отправьте опросники участникам оценки и проконтролируйте заполнение. В Skillhouse вы можете пригласить всех участников к опросу одной кнопкой, а также контролировать отстающих и высылать напоминания
6. Проанализируйте результаты оценки
Как только оценка будет проведена необходимо провести анализ результатов и сформировать отчеты участникам. На платформе Skillhouse обработка результатов и формирование отчетов происходит автоматически, по мере заполнения анкет. Система покажет самые сильные компетенции и индикаторы по компании или подразделению, а также рейтинг сотрудников по результатам оценки.
Аналитика по компании в Skillhouse.
7. Предоставьте сотрудникам обратную связь и определите дальнейшие шаги
Направьте персональные отчеты оцениваемым сотрудникам и их руководителям. Также не стоит оставлять сотрудника один на один со своим отчетом. Проведите устную обратную связь по результатам оценки. Цель обратной связи – облегчить восприятие результатов «360 градусов», помочь провести рефлексию и запланировать дальнейшие действия.
Skillhouse сформирует отчеты, которые можно выгрузить и отправить сотрудникам, проходившим оценку, а также их руководителям.
Советы по эффективной оценке методом «360 градусов»
Для того чтобы провести оценку «360 градусов» и получить запланированный результат, важно соблюсти несколько условий:
- Важно наличие доверительных отношений в команде или компании в целом, открытость сотрудников, честность и готовность меняться, согласовывать свои действия с реальностью. Метод будет бесполезен при авторитарно-директивном стиле управления.
- «360 градусов» не стоит рассматривать как показатель результативности сотрудника. Итоги оценки ни в коем случаем не должны служить основанием для принятия решений о вознаграждении или увольнении сотрудника.
- Наличие своевременной и понятной информации о целях оценки, формате и результатах повышает доверие к оценке и снимает тревожность у сотрудников.
- Важно не просто указать, но и соблюсти условия анонимности для участников оценки.
- Необходимо работать с результатами оценки: предоставить обратную связь сотрудникам (помочь разобраться с результатами), составить планы развития (определить приоритеты и конкретные шаги).
Прокачивайте компетенции команды, а рутину с оценкой оставьте skillhouse |